РУС БЕЛ ENG

Клуб "Родительский дом"

Цели, задачи, направления деятельности:
Основной целью родительского клуба является создание условий для организации комплексного психолого-педагогического просвещения родителей, чьи дети находятся в детском социальном приюте.
Задачи:
• Повышение педагогической и психологической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития несовершеннолетних, чувства ответственности за выполнения родительских функций;
• Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия;
• Пропаганда здорового образа жизни.

 

Жестокое обращение с детьми

 

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Формы жестокого обращения:

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки жестокого обращения с детьми:

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы, заведующего дошкольного учреждения или специалиста СППС(педагога – психолога, педагога социального дошкольного учреждения:

  • следы побоев, истязаний, сексуального насилия и другого физического воздействия
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна и др.

Дети младшего возраста, которые очень рано подверглись серьезному насилию, могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии:

  • Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
  • Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.
  • У некоторых детей, которые подвергались серьезному насилию, было зарегистрировано состояние «холодной наблюдательности». Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.
  • Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.
  • Дети, подвергшиеся серьезному насилию, могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы.
  • Ребенок может демонстрировать полную зависимость от взрослых, вызывающую жалость и сострадание, в то же время будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.
  • Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.

Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:

  • Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
  • Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.
  • Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может также «льнуть» к родителю, которые подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.
  • У ребенка могут проявляться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.
  • Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Жестокое обращение с ребенком является прямым нарушением законов - Конвенции ООН о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

  • Кроме того, насилие над детьми – уголовное преступление. В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за тот или иной вид насилия в отношении детей и подростков.
  • Статья 145. Доведение до самоубийства.
  • Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.
  • Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.
  • Статья 154. Истязание.
  • Статья 166. Изнасилование
  • Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
  • Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
  • Статья 169. Развратные действия
  • Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
  • Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
  • Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
  • Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.
  • Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

Однако на практике эти законы работают далеко не всегда. Прежде всего, потому, что информация о насилии над детьми далеко не всегда поступает в органы правопорядка. Многие белорусы предпочитают не вмешиваться в чужое воспитание, и нередко высказывают опасения, что популяризация мер по предотвращению насилия над детьми позволит малышам манипулировать родителями.

Но порою взрослым стоит просто представить себя на месте ребенка безответственных мам и пап. Вы бы хотели, чтобы вас били в пьяном угаре, или воспитывали так, что в  раздевалке вы должны были прятать синяки, или предлагали вам, маленькому, выпить рюмочку за компанию? Вы бы были благодарны тому взрослому, который не побоялся сказать «Стоп!» такому воспитанию? Вы уже взрослый. Не бойтесь. Сделайте так, чтобы чей-то несчастный ребенок сказал вам: «Спасибо!».