РУС БЕЛ ENG

Профилактика травматизма

ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ

 

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают  бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

 

Причины детского травматизма:

  1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;
  2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
  3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
  4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

 

Основной причиной несчастных случаев остается

недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмоопасные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма

Большое внимание в учреждении образования уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем учреждении образования предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В целях предупреждения детского травматизма в учреждении образования и вне его, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в учреждении образования создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Главная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В учреждении образования ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях для дошкольной разновозрастной группы, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения образования,  должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма учреждение образования придерживается следующей системы:

 

Профилактические мероприятия в учреждении образования

  1. В учреждении образования выполняются требования безопасности к оснащению территории: оборудование, расположенное на территории (малые формы, спортивное оборудование и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатель и руководство учреждения образования ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования в помещениях для дошкольной разновозрастной группы и прогулочной площадки: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены.
  2. Весной и осенью проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детской площадки, входов и наружных лестниц от снега и льда.
  4. Воспитателем дошкольной разновозрастной группы в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
  5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

Мероприятия с работниками учреждения образования по

профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;

  1. Проводятся целевые инструктажи по труда во время проведения выездных мероприятий за пределами учреждения образования;
  2. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  3. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.
  4. Создан уголок безопасности в группе. 
  5. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

 

Профилактические мероприятия с воспитанниками дошкольной разновозрастной группы

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения  образования систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Работа с законными представителями воспитанников дошкольной разновозрастной группы по профилактике детского

травматизма

Работа с законными представителями воспитанников – одно из важнейших направлений образовательного процесса в учреждении образования. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у детей знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в учреждении образования проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  1. На родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в учреждении образования занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  2. Ознакомление проводится через материал, представленный на стенде «Уголок безопасности»;
  3. Через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием детей в качестве пешеходов и пассажиров (с участием представителей Червенского РОВД);
  4. Показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности:

 

 

 

 

 

ОСТОРОЖНО ТЮБИНГИ!

ПРОФИЛАКТИКА ЗИМНЕГО ТРАВМАТИЗМА

Зима прекрасное время для веселых подвижных игр на свежем морозном воздухе, к которым относится и катание со снежных горок. Чтобы получить удовольствие от этого развлекательного вида отдыха, необходимо соблюдать определенные правила и требования. Особенно это касается катания с горок на тюбинге. В отличие от обычных санок, тюбинги (надувные санки) способны   развивать   большую скорость   и   даже закручиваться   вокруг своей оси во время спуска. При этом они абсолютно неуправляемы и не оборудованы тормозным устройством.

Правила безопасного катания: 

  1. Необходимо выбирать для катания оборудованные  склоны, представляющие собой желоб, где минимальна вероятность вылететь с трассы, с  уклоном  не  больше  20  градусов  без  деревьев,  ям,  бугров, торчащих  кустов,  камней  на  пути.  Внизу склона  должно  быть достаточно  места  для  торможения  и  не  должно  быть  водоемов  и автомагистралей. 
  2. Тюбинг развивает  большую  скорость,  поэтому  на  склоне  обращайте внимание на других катающихся. Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.  
  3. Необходимо обязательно  соблюдать  очередность  и  дистанцию  при спуске: не  менее  50  метров  или  20  сек.  между  спуском  предыдущего тюбинга и вашим. 
  4. Кататься на «санках – ватрушках» следует сидя. Запрещается кататься на тюбинге стоя, лежа или прыгая как на батуте, с трамплинов, стоять спиной к склону спуска. 
  5. Категорически запрещается  кататься  на  тюбинге  в  состоянии алкогольного опьянения. 
  6. Запрещается привязывать  тюбинги  к  автомобилю,  снегокату  или любому другому транспортному средству. 
  7. Также нельзя  прикреплять  тюбинги друг  к  другу  «паровозиком»,  они  могут перевернуться. 
  8. Опасно садиться  на  тюбинг  вдвоем, особенно  с  ребенком,  из  него  можно вылететь:  невозможно  контролировать ситуацию,  когда  одной  рукой  приходится держать ребенка, а другой тюбинг. 
  9. Не следует  перегружать  тюбинг.  В характеристиках  каждой  модели  указан максимально  допустимый  для  нее  вес. Используйте тюбинги, подходящие по размеру.  
  10. Обращайте внимание  на  возрастные  ограничения,  указанные  в инструкциях к спортинвентарю. 
  11. Не отпускайте маленьких детей кататься одних.

12.В  процессе  самого  катания  рекомендуется  держаться  за  специальные ремни, расположенные по бокам тюбинга. 

  1. Во избежание травм, во время спуска нельзя тормозить ногами.
  2. По окончании спуска следует незамедлительно покинуть зону катания. Остановился или упал, быстро уйди с трассы – собьют!
  3. Если вы накачивали или подкачивали тюбинг на холоде, то внося его в теплое помещение или в салон автомобиля, рекомендуется выпустить часть  воздуха  из  камеры.  Если  «ватрушка»  была  сильно  надута холодным  воздухом,  то  в  тепле  воздух  начнет  расширяться  и  камера может лопнуть. 
  4. Во избежание столкновения  со  спускающимся  тюбингом, осуществляйте подъем на горку на безопасном от спуска расстоянии. 
  5. При занятии  зимними  видами  спорта  необходимо  использовать защитные средства: налокотники, наколенники, шлемы.            

     В последнее время увеличился травматизм при катании на тюбингах в не предназначенных для этого местах. Для снижения травматизма необходимо ограничить использование «ватрушек» во избежание смертельных случаев и травмирования.

Регулярное обучение и предупреждение детей основам профилактики травмирования и несчастных случаев является залогом здоровья и безопасности жизнедеятельности вашего ребёнка

 Уважаемые родители, информируйте ребёнка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечье и даже смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев, обучайте его  основам безопасности жизнедеятельности.

Следует обязательно научить ребёнка неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, дорожного движения, с осторожностью относиться к переходу проезжей части, осуществлять катание на велосипеде, роликовых коньках, самокатах только в безопасных местах!

Учить соблюдать правила поведения ребёнка в быту, в том числе с бытовыми приборами и правила электробезопасности, в общественных местах, на природе! Не играть вблизи строительных объектов, заброшенных и пустующих, ветхих домов, зданий и сооружений! Быть предельно осторожным вблизи водоёмов, в том числе и на приусадебных участках, где имеются искусственные водоёмы, сажалки, пруды. Обратить особое внимание ребёнка на осторожность и правила поведения его в воде при купании и во время водных игр.

Не оставлять детей без присмотра!